Типы защитных сооружений, которые реально присутствуют в городах

СМАРТ МЕДИА
28 сентября 2021, 16:41

Система защитных сооружений в украинских городах, в частности в Харькове, как и в других постсоветских городах была спроектирована еще во времена СССР и в соответствии с требованиями того времени - Холодной войны. Военные теоретики считали возможными ядерную, биологическую или химическую атаку, которые можно было осуществить оружием тех времен. Именно это в первую очередь диктовало типы и расположение защитных сооружений, которые остались в городах постсоветского пространства. Именно эта система и перекочевала в документы независимой Украины.

Термин «защитное сооружение гражданской обороны» определяет инженерные сооружения, предназначенные для защиты населения от воздействия опасных факторов, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций, военных действий или террористических актов. Бомбоубежище, которыми чаще всего в быту обозначают такие сооружения, лишь один из типов таких сооружений.

Защитные сооружения могут быть как построены отдельно (как подземные, так и имеющие надземные части), так и как часть дома (подвал, цокольный этаж), или городской инфраструктуры (метрополитен). В Украине наличием и рабочими состоянием защитных сооружений занимаются органы местного самоуправления и государственных администраций, администрации предприятий и учреждений, а также ДСНС.

Именно приказом Министерства Украины по чрезвычайным ситуациям от 2006 года «Об утверждении Инструкции по содержанию защитных сооружений гражданской обороны в мирное время» определялась система сооружений. Только в 2018 этот приказ был отменен из-за того, что вступил в силу приказ МВД «Об утверждении требований по вопросам использования и учета фонда защитных сооружений гражданской защиты», с приложениями уже в 2020 году. Приказом прописаны типы защитных сооружений, способы их содержание, в частности содержание систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения, связи; подходы, в частности наличие пандусов, и маркировки.

Среди защитных сооружений в Украине выделяют:

- хранилище - герметичное сооружение для защиты людей, в которой в течение определенного времени создаются условия, исключающие воздействие на них опасных факторов, возникающих вследствие чрезвычайной ситуации, военных действий, терактов;

- противорадиационное укрытие - негерметичной сооружение для защиты людей, в которой создаются условия, исключающие воздействие на них ионизирующего облучения в случае радиоактивного загрязнения местности;

 

- быстровозводимые защитное сооружение гражданской защиты - защитное сооружение, возводимого из специальных конструкций за короткое время для защиты людей от воздействия средств поражения в особый период;

- сооружение двойного назначения - это наземное или подземное сооружение, которое может быть использовано по основному функциональному назначению и для защиты населения (подземное пространство метрополитена, подземные паркинги, подземные переходы и т.д.)

- простейшее укрытие - это фортификационное сооружение, цокольное или подвальное помещение, в частности в многоквартирных домах, снижает комбинированное поражение людей от опасных последствий чрезвычайных ситуаций, а также от воздействия средств поражения в особый период.

- открытые / закрытые щели в земле - оборудованы рвы, в которые можно спрятаться во время атаки или нападения

 

Все эти укрытия, расположение визуализированы силами ДСНС в карты на площадке Google, которые есть в свободном доступе. Но эта информация нуждается в постоянном контроле и обновлению, ведь некоторые владельцы без достаточного внимания относятся к содержанию защитных сооружений, время от времени возникают вопросы у прокуратуры по их уничтожению или перестройки для нужд производства, или отсутствия инфраструктуры укрытий в новостройках.

 

Но наличие и визуализация защитных укрытий это лишь часть формулы успеха, что работает, гражданской обороны и защиты населения. Второй не менее важной составляющей является осведомленность населения. Во времена СССР обучению гражданской обороны и учебной военной подготовке школьников, служащих, рабочих и других уделялось излишне много внимания. Обучение в образовательных учреждениях, тренировочные учения на производстве и тому подобное.

После такого прессинга времен холодной войны, в ходе которого были получены, по мнению граждан ненужные знания, заинтересованность в гражданской обороне в Украине спала. В 2014 году с началом агрессии России против Украины и начала войны в Донбассе этот вопрос был вновь актуализирован, но значительное количество граждан не имеют точного ответа, что делать и куда бежать во время атаки или чрезвычайной ситуации. Часть только знает о пригодности к защите сооружений двойного значения - паркингов, метро - но они есть не в каждом городе, и даже не в каждом районе мегаполисов.

Хотя инструкция по действиям граждан во время военной агрессии или ЧС конкретная, но она опять же построена на основных принципах связи и оповещения прошлого столетия. И хотя отключение мобильной и электронной связи возможно в первые секунды нашествия, возможности его использования нет даже в инструкциях. В то время как оповещения базируется на звуках сирен и оповещения радиосвязи, к которому далеко не все уже имеют доступ, а сирены чаще всего игнорируют.

Между тем, это остается главной точкой отсчета для действий населения.

Для привлечения внимания населения в чрезвычайных ситуациях перед передачей информации включаются сирены и другие сигнальные средства.

 

Услышав такой сигнал, гражданам рекомендуют немедленно включить радио или телевизор и слушать сообщения центральных, местных органов исполнительной власти и их структурных подразделений по вопросам чрезвычайных ситуаций. На каждый случай чрезвычайных ситуаций подготовлены соответствующие варианты сообщений. После подачи звуковых сигналов (сирены, гудки и т.п.) передается речевая информация о чрезвычайной ситуации. Выслушав сообщение каждый гражданин должен действовать без паники и суеты соответствии с полученными указаниями. Сообщение должно включать информацию о чрезвычайной ситуации, место и время возникновения чрезвычайной ситуации, территорию (районы, массивы, улицы, дома и т.д.), которая попадает в ячейки (зоны) поражения, порядок действий при чрезвычайных ситуациях, другая информация В это время, каждый гражданин, который находится на работе, должен выполнять все распоряжения руководителя гражданской защиты субъекта хозяйственной деятельности в соответствии с планом гражданской защиты, а также участвовать в проведении аварийно-спасательных работ в составе формирований или по указаниям органов управления гражданской защиты . Если человек дома, при возникновении чрезвычайных ситуаций, он должен: - держать постоянно включенным радиоприемник и телевизор для того, чтобы слушать распоряжения и указания центральных, местных органов исполнительной власти и их структурных подразделений по вопросам чрезвычайных ситуаций; - сообщить о полученной информации соседей; - постоянно держать при себе средства индивидуальной защиты, а также медицинскую аптечку, документы (паспорт, военный билет, документы об образовании, свидетельство о рождении детей, пенсионное удостоверение, трудовую книжку и т.д.), деньги, средства связи, предметы личной гигиены, запас еды и воды; - провести в квартире (доме) противопожарные профилактические мероприятия (выключить газ, водоснабжение, электроснабжение и т.д.), повысить защитные свойства квартиры: закрыть окна, уплотнить их; - занять место ближайшего укрытия (подвальное помещение, паркинг и т.д.), где можно спрятаться; - позаботиться о детях или тех членов семьи, кто не может позаботиться о себе по состоянию здоровья или возраста. Если дети, больные или пожилые люди находятся в учебных, медицинских, социальных учреждениях, то ответственность за их безопасность лежит именно на работниках этих учреждений и они должны переводить их в укрытие. Если сообщение о чрезвычайной ситуации застало в транспорте, магазине, театре, на рынке и т.д. нужно немедленно внимательно и спокойно выслушать сообщение, определиться, где поблизости находится укрытие и, как можно быстрее добраться и укрыться в нем, а если есть время, можно быстрее добраться до дома и действовать в соответствии с полученными указаниями. Именно так рекомендуют действовать в чрезвычайных ситуациях органы гражданской обороны. В этих инструкциях нет ничего сверхчеловеческого, они понятны даже тем, кто их не читал. Но у них есть два главных момента - узнать о ЧС и узнать о ближайшем защитном сооружение. Система оповещения, информирования и коммуникации с гражданами требует изменений ради эффективности, что, к сожалению, демонстрируют примеры военных действий в современности - в Украине на Донбассе, Израиля, Средней Азии, на Балканах.

Поделиться: