С кадилом против вируса

x1
13 апреля 2020, 09:12

Китайский COVID-19 не любит праздники: у себя на родине он отменил традиционные новогодние гуляния, в Европу и США ворвался перед пасхальными праздниками, а в Украине и России немного притормозил в ожидании православного Воскресения. Но тот факт, что часть верующих не смущает карантин, породило общественную дискуссию – имеет ли право светское государство в дела церковные.

Накануне фотографии христиан православного обряда, независимо от патриархатов, облетели все информационные ресурсы и все социальные сети. Несмотря на карантин, сотни верующих пришли в церковные дворы освятить вербу – без соблюдения социальной дистанции, местами без масок и причащаясь с одной ложки. Среди участников обрядов огромное количество людей старшего возраста, как в охваченных пандемией Черновцах, так и в относительно спокойном Харькове.

Но выбор верующих, который ранее вызывал негатив только у воинствующих атеистов, сейчас просто волной прокатился по обществу. Мнения об «естественном отборе»  утонули в расчете карантинных рисков – каждый человек, пришедший в церковь, не только рискует сам. Доехав на общественном транспорте домой, зайдя по дороге в магазин, поговорив  подъезда с соседями, взявшись за поручни на лестнице и нажав кнопку лифта – он рискует заразить десятки, а то и сотни сограждан. Недаром, в Южной Кореи, да в Украине – Первомайске Днепропетровской области, в Киево-Печерской лавре, Успенской, сельских церквях Западной Украины, общины верующих стали массовыми очагами распространения  COVID-19.

При этом, несмотря на жестокие запреты на прогулки – штрафы за нахождения в парке до 34 тысяч, - фактически парализации работы бизнеса, ограничения для пожилых людей на передвижение, которое раскритиковали правозащитники, - для церковников власть ограничилась рекомендациями. Светское государство так сказать. Даже при праве штрафовать священников и прихожан за нахождение в церковном дворе или около без маски, или нахождении толп в храме, правоохранители не спешат составлять протоколы – а вдруг анафеме придадут, в нашем обществе суеверий и предрассудков это пострашнее коронавируса будет.

И эта ситуация показала, что история об отделении церкви от государства до сих пор неполная, и вряд ли будет полной – потому что церковь является социальным институтом внутри общества, и изолировать ее нельзя, а значить тоже надо учится сосуществовать. А не просто поклоны бить, иконы дарить и машины освещать, а уметь договариваться. Политики умело используют веру в своих играх, но оказываются не умелыми в момент общих действий направленных на ащиту общества. В то время как одни священнослужители, независимо от конфессий, стараются соблюдать карантин, проводят служения в пустых храмах, поддерживая таким образом прихожан, принимают с помощью смс и соцсетей записки о молитвах, другие устраивают опасные столпотворения и цитируют на публику разжигающие страсти обвинения в распространении болезни людей других национальностей, ориентации, культур.

И надеяться, что в этом случае сами прихожане сделают свои выводы не приходится – впереди Пасха и поминальные дни, в церковь и на кладбище потянуться даже те, кто обычно в храмы не ходит. Возможно, именно поэтому государству пора отбросить свою внешнюю светскость и начать серьезнее говорить с руководством церквей.

Поделиться: