Инклюзивное образование: декларация толерантности

19 июля 2017, 19:04

С нового учебного года в Украине вводится инклюзивное образование. Это значит, что дети, которые имеют ограниченные  возможности, но способны к восприятию информации на общем уровне, должны учиться вместе с обычными детьми. Закон, который является аксиомой в западном мире, вызвал сомнения и даже неприятие в украинском обществе.

 В Украине дети-инвалиды, как и инвалиды в принципе, находились в слепой зоне для общества. Как и в СССР о них декларировалась забота – особые пенсии, спецшколы, интернаты. Но и как в СССР они должны были оставаться невидимыми. Сидеть дома, если и работать, но в отдельных артелях, и вообще не смущать своих появлением здоровых граждан. Не повезло, ну уж что ж – неси свой крест. А если мать/отец пытались  как то социализировать своего ребенка – сами виноваты, видимо пили/курили/не доглядели, что ребенок родился таким. Так и еще мучают, таскают его всюду за собой. А то, что любому ребенку  важно, чтобы бывать всюду, и если это мучения (нет лифтов, пандусов), то это привет обществу и государству, а не родителям – мало кто задумывается.

Но даже самые большие ретрограды под давлением общества уже все  реже высказывают  такие мнения. По-европейскому, это значит интеграция людей с особенностями в общество – мы им условия, они нам – свои умения, таланты, доброту.

Но закреплять это на уровне закона, не рано ли? Хватит ли финансирование на переоборудование школ и садов, оплату менторов (помощников учителей, которые заботятся об особенных детках), а само переобучение детей? Может лучше дождаться, когда на это будет достаточно денег?

Хватит ли терпимости у самих учителей и детей? Ведь это удар по самим детям-инвалидам, вздыхают сердобольные граждане, скрывая, что за своей псевдозаботой они редко прячут боязнь встречи с особенными детьми. Ну ладно, если это незрячий или колясочник, а что если это аутист или ВИЧ-инфицированный ребенок, он же может причинить вред его «нормальному» ребенок?!

Но как показывает практика, вовремя никогда не придет. Никогда не будет достаточно денег для реформ, никогда не будет готово все общество – реформы поддерживают единицы, большинство – пользуются их результатами и свыкаются жить с ними.

И если мы не хотим потерять своих  Хокингов, Рей Чарльзов и Писториусов надо признать они всегда между нас, и никто не застрахован от того, что особенный ребенок будет в вашей семье. Просто нормальное общество и государство ищет способы быть комфортным для всех граждане, и граждане платят за это своим талантом и развитием. А тоталитарные державы коллекционируют только эффективных налогоплательщиков, которых после выкидывают на нищенскую пенсию умирать.  Поэтому закон об инклюзивном образование это не закон для них, это закон о всех нас.

Поделиться: