Церковные споры – последнее дело…

21 апреля 2018, 15:16

Особенно когда они становятся аргументом в политической игре. В нашей стране, где 90% граждан в церкви не бывают даже по большим праздникам, а свою религиозность сводят к покраске яиц на Пасху и повод не работать в большие праздники, эту тему долгое время боялись трогать именно из-за ее взрывоопасности. Перессориться из-за патриархатов могут даже иудеи.

Поэтому решение нардепов обратится в Вселенскому патриарху с просьбой предоставить украинской церкви автокефалию, то есть независимость от русской православной церкви, во многом ход ва-банк.

По хорошему, даже на тех, кто время от времени все же ходит в храмы, вопрос автокефалии коснется мало. Это система церковного менеджмента, и прихожан она касается лишь в том случае, когда встает вопрос о крестинах/отпевании/кумовстве. Но после скандала в Запорожье, когда священник Московского патриархата отказал в отпевании родителям ребенка, погибшим при несчастном случае, из-за того, что тот был крещен в церкви Киевского патриархата, постановили в вопросах обрядов паству не делить. Коллегу осудили не только «киевляне», но и свои же «московиты» .

Но тема принадлежности церкви к Киеву или Москве коснется украинцев, даже атеистов и представителей, других религий как политическая позиция одного государства по отношению к другому. Тем, более, когда эти государства являются воюющими сторонами. Тем более, когда вопрос получения автокефалии не решает главного спора – существовании церквей двух патриархатов, Московского и Киевского в Украине.

А все потому, что обращение Президента к Вселенскому Патриарху, которое поддержал парламент, говорится об объединении двух церквей – Украинской Автокефальной Православной и Украинской православной Киевского патриархата. Обе появились путем самовольного отделения сначала в начале, а потом в конце 20 века от Москвы, в первую очередь по политическим, а не религиозным причинам, и ни одна из них не признана другими православными церквями. Получение же томасу от Вселенского патриарха сделает их официальными, объеденными предварительно в одну.

Украинская православная церковь Московского патриархата в процессе объединения не участвует, но при этом остается самой многочисленной церковью на территории Украины, особенно на востоке, по количеству приходов и храмов.

Именно поэтому обращение в патриарху – ход ва-банк. Если патриарх откажет и признается священников украинского патриархата нелегитимными, то московская церковь, а вместе с ней все кто играет на этом электоральном поле, только укрепят свои позиции. Но если украинская автокефалия будет благословлена, то это, безусловно, даже с точки зрения атеистов и представителей других религий поднимет рейтинг Президента. Ведь он таким образом добьется, исторической, религиозной независимости Украины. Тем более, что попытка добиться независимости украинской церкви уже предпринималась, но тогда Вселенский Патриарх отказал, потому что не было договоренности между автокефалами и УПЦ КП. Те же, кто считает, что таким образом будет развязана война между московитами и приверженцами киевского патриархата, забывают, что «киевляне» окажутся в гораздо более выгодной роли – тех, кто призывает к мирным переговорам, протягивают руку, которую не к лицу оттолкнуть. Тем более, что в церквях УПЦ МП в Украине служат такие же выходцы из Украины, их паства не менее патриотично настроена в мирских вопросах, чем паства храмов УПЦ КП, и от перехода в Киевский патриархат их останавливала лишь нелегитимность последних в православном мире.

 

Поделиться: